Коллекторские агентства занимаются не самой приятной деятельностью на свете. Они выкупают почти безнадежные долги у банков/кредитных организаций и пытаются их вернуть, часто используя при этом достаточно спорные методы. До недавнего времени их деятельность практически никак не регулировалась, поэтому они успели заработать себе нехорошую репутацию.

Закон, регламентирующий действия агентств по взысканию долгов, вышел совсем недавно – в 2016 году (№ 230-ФЗ от 03.06.2016). Учитывая практику применения законодательства в нашей стране, следует ли ожидать, что коллекторы все как один стали вести себя идеально? Наверное, нет. Но у должника хотя бы появилась возможность адекватно с ними бороться.

Типичная картина

После первой же просрочки по платежу клиенту начинают звонить служащие банка и интересоваться ситуацией. Если после подобного звонка в течение разумного срока человек погашает задолженность, то инцидент считается исчерпанным. Некоторые кредитные организации накладывают штраф на каждую единичную просрочку, даже если их предупредить о задержке очередной выплаты.

Если же клиент так и не вносит деньги, то служба взыскания банка начинает регулярно ему напоминать о просроченном кредите по телефону и по почте, перечисляя возможные последствия неуплаты долга вплоть до суда и конфискации имущества. Если результата нет, то многие финансовые организации действительно подают в суд, другие – продают «плохой» долг коллекторскому агентству.

На третьем этапе на арену выходят сами коллекторы. И тут уже все зависит от фантазии каждой конкретной конторы. Кто-то предпочитает вести вежливую беседу (с этого обычно все начинается), другие сразу не церемонятся со злостным неплательщиком, третьи вообще действуют «на грани», применяя методы психологического насилия и давления.

Что изменил закон?

После выхода закона № 230-ФЗ бравым ребятам из долговых агентств запрещено:

  • угрожать или применять силу;
  • звонить чаще, чем дважды в неделю/досаждать ночными звонками;
  • причинять вред заемщику или его имуществу;
  • показываться на глаза должнику чаще, чем один раз в неделю;
  • вводить в заблуждение/дезинформировать;
  • давить на заемщика или лиц, которые с ним связаны (родственники, друзья и так далее);
  • распространять порочащую личность информацию.

То есть у коллекторов забрали все реальные инструменты воздействия, которыми они успешно пользовались в прошлом, и теперь они могут взыскать с человека долг только путем вежливых увещеваний.

Подводные камни скрываются практически в каждом из пунктов закона. Необходимо помнить о том, что для борьбы с коллекторами нарушение еще нужно задокументировать и доказать, что в условия нашей реальности не всегда возможно.

Трудности

Главная проблема кроется в правовой безграмотности населения. К сожалению, процент людей, имеющих самое смутное представление о своих правах, выше в регионах. Этим и пользуются не всегда добросовестные представители долговых агентств.

Зачастую люди просто не знают, что их защищает закон и зарвавшегося коллектора можно осадить. Конечно, случаев явного «беспредела» с угрозами, поджогами квартир и физическим насилием немного. Но что касается бесконечных звонков, требований и психологического давления, то этими сотрудники агентств продолжают «грешить» совершенно безнаказанно.

Инструменты защиты

При любых обстоятельствах просроченная задолженность – это очень неприятная ситуация, если, конечно, она не создана умышленно. Если к этому добавить еще и общение с коллекторами, то у человека может создаться ощущение полной безысходности. Поэтому так важно знать свои права.

Если просроченный долг продан в коллекторское агентство и неприятной встречи с его сотрудниками не избежать, то необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • внимательно изучить закон № 230-ФЗ, чтобы знать на какие действия имеет право «выбиватель долга»;
  • не начинать разговор (телефонный или личный) пока сотрудник долговой конторы не предъявит данные кредитного договора, по которому образовалась задолженность, а также договора с банком на переуступку долга;
  • документировать каждый факт общения, чтобы иметь возможность предъявить доказательства в суде при необходимости;
  • вести себя уверенно, демонстрировать знание закона и своих прав.

В любой ситуации нужно помнить, что недобросовестный коллектор прекрасно знает, что он действует вопреки закону, поэтому всегда полезно вернуть его в рамки правового поля.

Пожалуйста, оцените статью!