Продуктовое эмбарго – финансовые итоги и перспективы

  • молоко – 38,66 %;
  • овощи – 46,4%;
  • рыба и морепродукты – 50%;
  • сыр – 38,8%;
  • фрукты – 60,1%;
  • орехи – 79,2%.

Самый большой рост стоимости пришелся на 2014 – 2015 года, затем инфляция замедлилась, однако цифры продолжают неуклонно ползти вверх, и потребитель с неприятным удивлением отмечает, что ценники переписываются чуть ли не каждые 2-3 месяца в сторону увеличения.

Иллюзии импортозамещения

Предполагалось, что самым большим плюсом от запрета ввоза продукции из стран Запада станет развитие отечественного сельского хозяйства. Что со временем российские компании станут производить и продавать аналогичный товар достойного качества по более выгодным ценам. Постепенно с мощной государственной поддержкой наш агропромышленный комплекс будет обеспечивать все население необходимой продукцией. Реальность такова, что ни за три, ни за пять или семь лет аграрному сектору России при существующей структуре экономики не удастся полностью заменить импортную продукцию и предложить товары того же качества, которые ранее поставлялись из Европы. В условиях постоянного кризиса, дефицита бюджета, отсутствия собственных современных технологий и использования заграничного сырья и оборудования эта задача кажется трудновыполнимой. Например, некоторые группы товаров – совсем не российский «конек». Ну нет у нас вековых традиций производства того же сыра или виноградных и миндальных плантаций в достаточном количестве в силу холодного климата. Поэтому многое продолжает попадать на наш рынок из других стран: Аргентины, Уругвая, Израиля, Египта, Турции и так далее.

Платит потребитель

Политические игры на продовольственном рынке больно ударили по карману обычных людей. И не только по карману, но и по предпочтениям. К примеру, в первой половине 2017 года (исследование «Ромир») более 27% покупателей были недовольны качеством российского сыра, около 15% – мясом и молочными продуктами. Также тревожным фактором является и то, что зачастую у продукции качество низкое, а цена при этом в 1,5-2 раза выше, чем у зарубежного аналога. Далеко не все готовы платить за такую сомнительную разницу, поэтому люди просто отказываются покупать некоторые товары, тем самым снижая прибыль российских компаний.

Светлое будущее

Несмотря на все существующие проблемы, власти надеются на то, что сельскохозяйственная отрасль «выплывет» и даже преодолеет непростую финансовую ситуацию. В конце концов, люди будут питаться всегда, а значит – покупать то, что предлагают (в отсутствии доступных альтернатив). А это определенно хорошо для российской экономики, которая в данном случае просто вынуждает потребителя довольствоваться тем, что есть и перестать желать большего.