Стоит ли бояться коллекторов?

Что изменил закон?

После выхода закона № 230-ФЗ бравым ребятам из долговых агентств запрещено:

  • угрожать или применять силу;
  • звонить чаще, чем дважды в неделю/досаждать ночными звонками;
  • причинять вред заемщику или его имуществу;
  • показываться на глаза должнику чаще, чем один раз в неделю;
  • вводить в заблуждение/дезинформировать;
  • давить на заемщика или лиц, которые с ним связаны (родственники, друзья и так далее);
  • распространять порочащую личность информацию.

То есть у коллекторов забрали все реальные инструменты воздействия, которыми они успешно пользовались в прошлом, и теперь они могут взыскать с человека долг только путем вежливых увещеваний. Подводные камни скрываются практически в каждом из пунктов закона. Необходимо помнить о том, что для борьбы с коллекторами нарушение еще нужно задокументировать и доказать, что в условия нашей реальности не всегда возможно.

Трудности

Главная проблема кроется в правовой безграмотности населения. К сожалению, процент людей, имеющих самое смутное представление о своих правах, выше в регионах. Этим и пользуются не всегда добросовестные представители долговых агентств. Зачастую люди просто не знают, что их защищает закон и зарвавшегося коллектора можно осадить. Конечно, случаев явного «беспредела» с угрозами, поджогами квартир и физическим насилием немного. Но что касается бесконечных звонков, требований и психологического давления, то этими сотрудники агентств продолжают «грешить» совершенно безнаказанно.

Инструменты защиты

При любых обстоятельствах просроченная задолженность – это очень неприятная ситуация, если, конечно, она не создана умышленно. Если к этому добавить еще и общение с коллекторами, то у человека может создаться ощущение полной безысходности. Поэтому так важно знать свои права. Если просроченный долг продан в коллекторское агентство и неприятной встречи с его сотрудниками не избежать, то необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • внимательно изучить закон № 230-ФЗ, чтобы знать на какие действия имеет право «выбиватель долга»;
  • не начинать разговор (телефонный или личный) пока сотрудник долговой конторы не предъявит данные кредитного договора, по которому образовалась задолженность, а также договора с банком на переуступку долга;
  • документировать каждый факт общения, чтобы иметь возможность предъявить доказательства в суде при необходимости;
  • вести себя уверенно, демонстрировать знание закона и своих прав.

В любой ситуации нужно помнить, что недобросовестный коллектор прекрасно знает, что он действует вопреки закону, поэтому всегда полезно вернуть его в рамки правового поля.